5 особенностей круизов класса люкс на реках России

5 особенностей круизов класса люкс на реках России

В этом году на внутренний круизный рынок вышло рекордное количество речных теплоходов класса люкс. Узнали, какие самые популярные услуги заказывают туристы, почему рестораны на воде могут быть лучше наземных и какие эксклюзивные маршруты предлагаются на топовых лайнерах.

5 ЛЮКСОВЫХ ЛАЙНЕРОВ НА РЕКАХ РОССИИ

В сезоне 2021 года на внутренний круизный рынок России вышло 5 лайнеров категории люкс. Принадлежат они судоходной компании ВодоходЪ (лайнеры Мустай Карим и Максим Горький), а также круизному туроператору Мостурфлот (лайнеры Россия, Александр Грин и Княжна Виктория).

Такое большое количество люкса, доступного для россиян, наблюдается впервые — до пандемии подобные лайнеры работали в основном с иностранцами или смешанными группами.

Объясняется это стоимостью круизов на топовых лайнерах: она выше, спрос на них со стороны иностранцев был стабильно высок (глубина продаж начиналась от года и больше), поэтому практически весь люкс уходил на внешний рынок. Наши соотечественники, даже имея возможность присоединиться к иностранной группе, чаще выбирали суда класса премиум, которые по сервису и маршрутам вполне могли соперничать с люксом.

Тем не менее в ситуации с прекращением внешнего потока и практически полностью закрытыми границами, структура спроса резко поменялась. С начала сезона именно самые дорогие суда раскупались россиянами в первую очередь, что позволило говорить о росте спроса на люкс в 4 раза.

Так чем же так привлекает наших соотечественников этот сегмент? Совместно с экспертами и туристами мы выделили 5 главных отличий лайнеров класса люкс.

ДИЗАЙН

Пожалуй, первое, что отмечают пассажиры, попадающие на топовый лайнер, это его внутреннее пространство. И чем новее лайнер, тем более интересным будет дизайн его интерьеров.

Лидером здесь можно назвать новейший лайнер Мустай Карим, построенный в 2019 году и спроектированный как плавучая пятизвездочная гостиница, аналогов которой в России пока нет. Даже внешне его легко отличить от других кораблей.

У Мустая своя тематика в оформлении интерьеров, используются натуральные материалы, естественное освещение, яркие цвета и авторские панно на этажах и в номерах люкс.

Также на лайнере имеется 2 лифта, а лобби напоминает топовый отель.

Другим, не менее интересным в плане дизайна лайнером, можно назвать теплоход Максим Горький. Это судно прошло полную модернизацию в 2019-2020 гг., и теперь работает на Енисее. Его уровень и стиль соответствует 5* по международным стандартам, а в оформлении интерьеров используются элементы национального колорита народов Севера.

Здесь все посвящено традициям и культуре тех мест, и даже названия палуб очень необычные — Степь, Тайга и Арктика.

Такое же интересное решение для названия палуб используется и на лайнере Александр Грин, только тут затронута тематика основных рек европейской части страны — Москва, Волга, Нева и Онега. Этот теплоход, построенный в 2012 году, отличается очень стильным дизайном.

Два других люксовых лайнера — Россия, 2007 г., которая до этого года работала только с иностранными туристами, и Княжна Виктория, 2011 г., выдержаны в более классическом стиле. Россия скорее похожа на дорогую европейскую гостиницу.

Княжна Виктория же отличается более светлым решением интерьера и значительным объемом воздуха.

Особое внимание на люксовых лайнерах уделяют общественным пространствам и особенно солнечным палубам. Они могут быть по размеру как настоящее футбольное поле (на Мустай Кариме).

Или небольшими, но очень уютными местами для встречи в близком кругу, как на России.

Также на лайнерах класса люкс почти всегда есть лифты (на Мустай Кариме, Княжне Виктории, России и Александре Грине).

КАЮТЫ

Каюты на лайнерах класса люкс, как правило, отличаются увеличенной площадью и обязательным наличием собственной туалетной комнаты. Она может быть оснащена душевой кабиной или полноценной ванной.

Минимальная площадь кают начинается от 12,5 кв. м (Россия) и 14 кв. м (Александр Грин) до 19 кв. м на Мустай Кариме. Самая большая каюта на люксовом лайнере также находится на Мустай Кариме — гранд-люкс с балконом площадью до 46 кв. м.

Вторая большая каюта находится на Княжне Виктории — люкс площадью 38 кв. м.

Впрочем, площадь на таких лайнерах далеко не всегда определяющий показатель. На Максиме Горьком, например, есть одноместные каюты площадью всего лишь 8 кв. м, а обычные каюты на Княжне Виктории значительно увеличиваются за счет балконов — с 16,7 кв. м до 24,8 кв. м.

Именно балконы или большие окна во всех каютах часто делают лайнер по-настоящему топовым. Например, на Княжне Виктории, России и Александре Грине балконы имеют практически все каюты.

А на Мустай Кариме их всего три — в двух люксах и одном гранд-люксе.

Зато на Мустае имеются большие панорамные окна в пол, которые открываются, стирая грань между каютой и речным пейзажем, так что их называют окнами инфинити.

Каюты на лайнерах также различаются по категориям, в зависимости от которой может быть 2 комнаты, дополнительные места для отдыха, индивидуальный дизайн и даже гардеробная.

Помимо этого, в номерах люксовых теплоходов можно найти индивидуальный кондиционер, чайник, кофеварку, холодильник, набор посуды, халаты, тапочки, а также увеличенное количество розеток, что позволит заряжать несколько гаджетов одновременно.

СЕРВИС

Несмотря на то что отечественные круизы уже достаточно давно находятся на очень высоком уровне, теплоходы класса люкс являются лучшим образцом сервиса мирового уровня.

Так, на лайнерах может находиться СПА-салон, сауна, хамам, соляная пещера, предлагаются массаж и косметические услуги. Есть современные тренажерные залы, групповые занятия йогой или пилатесом, кислородные коктейли и многое другое. Эти услуги очень востребованы и быстро бронируются уже в первый день круиза.

Помимо этого, на лайнерах класса люкс предлагается дополнительный room service, есть чайные и кофейные станции на этажах, а также услуга завтрак в каюту по предварительному заказу.

В день посадки туристов всегда ждет приветственный бокал шампанского.

Из особо любимых нашими туристами услуг можно выделить доставку чемоданов до каюты в день посадки и до ресепшена в день высадки, трансфер до лайнера (на Максиме Горьком) и расширенные возможности Wi-Fi на борту. Эта услуга может быть бесплатной или предлагаться по достаточно низким ценам, но интернет будет работать во всех помещениях лайнера, включая каюты.

Особое внимание на люксах уделяется маленьким пассажирам. Для них на лайнерах оборудуются детские комнаты, работают аниматоры и проводятся интересные мастер-классы.

На Мустай Кариме, например, в этом году впервые появилась игровая зона для малышей и настоящий видеосалон для тех, кто постарше.

Кстати, по вечерам бортовое радио на лайнере можно настроить на вечернюю детскую сказку.

ГАСТРОНОМИЯ

Совершенно отдельная тема на лайнерах класса люкс — это питание туристов. В отличие от других лайнеров здесь может быть увеличено время приема пищи, поскольку обслуживание и подача блюд будут на более высоком уровне.

Столы часто отличает дизайнерская сервировка, салат-бары и безалкогольные напитки работают без ограничений, а за ужином туристов ждет комплимент от бармена — бокал вина, стакан пива, рюмка водки и т. д. (Напомним, что алкоголь, как правило, не входит в стоимость тура).

Особым шиком в круизах являются гастрономические концепции, которые по своему воплощению могут соперничать с самыми известными наземными ресторанами.

Например, в компании ВодоходЪ премиальной гастрономии уделяется огромное внимание. Там разработано свое собственное меню, где используются исключительно свежие и сезонные продукты, местные вина и напитки, а также учитываются различные вкусы потребителей, в том числе вегетарианцев и тех, кому показана особая диета.

Особое место в ресторанной концепции Водохода занимают десерты, в которых также используются исключительно свежие продукты, отсутствуют консерванты и усилители вкуса. В этом году туристов компании радовал торт Волжская галька.

Кстати, шеф-повара Водохода участвуют в различных гастрономических мероприятиях и активно продвигают свой уникальный продукт, на который, по словам Дениса Виноградова, заместителя генерального директора по гостеприимству и клиентскому сервису компании ВодоходЪ, их вдохновляют российские реки и моря.

Особый интерес в плане гастрономической концепции представляет меню теплохода Максим Горький, на котором гостям предлагаются блюда возрожденной сибирской кухни. Ее специалисты компании разработали совместно с Bellini group, лидерами ресторанного рынка в Красноярском крае.

В енисейское меню входят продукты, не встречающиеся в других частях страны — это уха из муксуна, строганина, борщ с мясом лося, маринованная пелядь (рыба, которая водится только в холодных северных водах), сиг по-царски, паштет из мяса северного оленя, папоротник, медовик по-сибирски, торт с черемухой и многое другое.

МАРШРУТЫ И ЭКСКУРСИИ

Наконец, еще одним важнейшим элементом круизов класса люкс являются уникальные маршруты и экскурсионное обслуживание. Можно с уверенностью сказать, что многие из них доступны только на этих топовых теплоходах.

Так, в этом году Александр Грин совершил уникальный круиз по Ладожским шхерам, а также дошел до Волхова и вышел к Кремлю в Великом Новгороде. Весной он осуществил так называемую Московскую кругосветку по редкому маршруту для топовых лайнеров на Оке, выйдя с Северного речного вокзала и вернувшись на Южный.

Кроме того, Александр Грин и Россия участвовали в сценическом плавании — настоящей новинке на российском рынке. Такое плавание представляет собой тур по акватории природных парков и заповедников с элементами театральной постановки на борту. Благодаря этому туру, например, можно вблизи увидеть Андомский геологический разрез возрастом почти 500 млн лет, лучший вид на который открывается только с воды.

Кстати, в дополнение к этим маршрутам компания Мостурфлот предложила и необычные экскурсии на лодках и вертолетах.

Мустай Карим, у которого в целом обширная география, снова в этом году удивил своих туристов ночным проходом под разведенными мостами в Санкт-Петербурге. К слову, это единственный пассажирский теплоход, которому разрешено заходить в центр Северной столицы. Причина — высокая маневренность благодаря новейшей конструкции и винто-рулевым колонкам.

Также Мустай Карим в августе отправится в круиз по Черному и Азовскому морям, где, наравне с уникальными авторскими экскурсиями, пассажирам лайнера будет предоставлена премиальная дегустация шампанских вин Абрау Дюрсо. Такая возможность предоставляется далеко не всем экскурсантам.

Наконец, Максим Горький в очередной раз совершит уникальную енисейскую экспедицию с высадкой в тайге, неповторимым этнографическим опытом и пересечением Полярного круга. Это особый вид экспедиционных круизов самого высокого уровня, которому пока не существует аналогов в нашей стране.

ЧТО ЖДЕТ ЛЮКСОВЫЕ КРУИЗЫ В БУДУЩЕМ?

По мнению экспертов, лайнеры класса люкс очень понравились нашим соотечественникам. Возвратность туристов на топовых лайнерах высока — в Мостурфлоте и Водоходе отмечают, что постоянные клиенты, которые нередко совершают по 2-3 рейса за навигацию на любимом лайнере, бронируют следующий сезон, все еще находясь на борту теплохода.

Есть надежда, что таких лайнеров в ближайшем будущем станет больше. Уже этим летом в компании ВодоходЪ начинается строительство нового судна на 180 человек, который будет меньше Мустай Карима, но по своему уровню и концепции вполне приблизится к нему. Планируется, что он будет совершать рейсы по Волго-Балтийскому каналу с заходом в Черное и Балтийское моря.

Пока самой активной группой, предпочитающий люкс, являются москвичи, но эксперты ждут и туристов из других частей страны.

Все будет зависеть от интереса регионов к такому смешанному виду путешествия, когда круиз начинается или заканчивается в Москве, до которой тоже нужно как-то добраться, — сообщила в интервью Вестнику АТОР Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании Мостурфлот.

Она подчеркнула, что в компании уже существует практика бесплатного раннего заселения, когда люди приезжают на день раньше и спокойно ночуют на лайнере до момента отправления. В будущем в Мостурфлоте готовы предлагать туры с проведением 1-2 дней в Москве до или после круиза с заселением в гостиницу.

Расширение географии клиентов вполне возможно. Но основную роль в этом должны сыграть региональные агентства, которые непосредственно работают с туристами, — подчеркнула она.

Впрочем, туроператоры рассчитывают и на возвращение иностранного турпотока после того, как в мире стабилизируется ситуация и вновь откроются границы.

В будущем рейсы на Мустай Кариме будут смешанными, — сообщил генеральный директор Водохода Ришат Багаутдинов журналистам на открытии навигации.

Мы изначально хотели сделать теплоход и для иностранцев, и для россиян, поэтому набирали соответствующий экипаж со знанием иностранного языка и тех, кто готов работать с интуристами. Поэтому не в этом году, в следующем или позже, но лайнер обязательно будет выполнять смешанные рейсы, — добавил он.

Ольга Пегасова

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР «Вконтакте».

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в «Одноклассниках».